Издавна производство материала на ткацком станке было основано на переплетении нитей основы и утка. Считается одним из самых древних ремесел. Женщины занимались ткачеством со времен каменного века. Выполнение работы вручную отнимало много времени: на намотку нитей и заправку станка уходило более 12 часов.
На ткацких фабриках сегодня все оборудование работает в автоматизированном режиме. Формирование ткани происходит путем создания заданной структуры. Таким образом, обеспечиваются необходимые свойства и вид материала, достигается высокий уровень качества.
Для того чтобы изготовить материал, применяются различные типы переплетений. Изначально их было 4 типа:
Переплетения бывают простыми и сложными. От этого будет зависеть плотность тканого полотна, его структура и общий вид лицевой и изнаночной сторон.
Самым древним видом ткани считается миткаль. Название пришло из персидского языка, означает суровую хлопчатобумажную ткань. На сегодняшний момент используется в качестве основы для производства различных тканей с полотняным переплетением. У таких материалов обе стороны одинаково гладкие. Таким образом получают батист, ситец, мадаполам.
В саржевом переплетении уток перекрывает сразу три нити основы. С каждым последующим шагом происходит сдвиг. За счет чего на ткани формируется диагональный рубчик. Саржевое переплетение обеспечивает мягкость и пластичность ткани. Используется в процессе производства габардина, твида, денима.
Особую мягкость и шелковистый блеск придает материалам сатиновое переплетение. Его получают путем перекрытия утком четырех нитей основы. В следующем ряду выполняется сдвиг на 2 шага вперед. Технология применяется для производства сатиновых тканей, которые используются при пошиве постельного белья, а также для искусственного шелка, блэкаута, штапельного материала.
Производство атласа происходит по аналогии с сатином. Переплетение выполняется путем перекрытия четырех нитей утка и одной основы. Если сравнить технологии, можно заметить, что атлас получают, используя обратную схему относительно сатина. Ткань выходит легкая, мягкая, шелковистая, струящаяся.
Формирование рисунков на тканях началось с производства рогожки и репсовых полотен. Они считаются самыми простыми материалами с узором. Намного позже начали изготавливать жаккарды и гобелены. Это плотные ткани, основой которых являются хлопковые волокна. Изначально они были целиком натуральными, позже в состав начали включать синтетику для прочности.
Сложные рисунки получали за счет особого переплетения окрашенных нитей. Технология ткачества жаккарда подразумевала отдельное управление нитями утка и основы. Мастерицы укладывали их в зависимости от заданного рисунка. Изнанка при этом выглядит красивой и аккуратной.
Гобелен — художественное полотно, тканая картина. Его изготавливают по типу репсового переплетения (схоже с полотняным) с сюжетным или декоративным рисунком. Выполняют, применяя разнообразные приемы гладкого ткачества. Материал использовали в качестве отделки жилых помещений богатых персон с XIV века. Изготавливались полотна на ткацких мануфактурах под заказ.